Добровольный заключенный собственной мастерской, Андрей Сагайдаковский редко покидает уютный Львов, все больше углубляясь в исследование деталей обыденного существования. Добывая философские истины из простых и банальных вещей, он записывает их на старых ковриках, что способны трансформировать любое пространство, в котором оказываются, на интеллектуальный лабиринт. Каждая работа художника находится в окружении собственного смыслового поля, процесс расшифровки которого, как правило, заканчивается аксиоматической формуле - «Это ...», а остальные додумайте сами.
Следуя логике трех точек, рано или поздно встречаем знак. Какой из всех возможных миров является предметом наибольшего увлечения Андрея Сагайдаковского? В интимной диалоге между художником и вещами, которые его окружают, рождается Фрагмент интерьера - проект-обобщения, демонстрация объектов из внутреннего мира художника, случайно оказавшихся в поле зрения и застыли в анонимных образах.
Фиксация отдельных моментов действительности напоминает сцену из экспериментального кино, где очевидные вещи, оказавшись в фокусе кинокамеры, обнаруживают другую сторону реальности. Обещание счастья перечеркивается и растворяется в пустоте условного пейзажа. В тавтологично нагнетании «ситуации» помеха узкой юбки превращается в сложную жизненную дилемму.
С «обратной временной перспективы» реальность подвергается деконструкции в работе «Урок анатомии доктора Тульпа». Обращаясь к сюжету картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа», художник раскладывает название произведения на части, будто изображая и «препарируя» самого Тульпа - амстердамского хирурга и анатома XVII в., Который вернул в медицинской этики принцип Гиппократа «Aliis inserviendo consumor» (« В служении другим угасают сам »).
По словам Сагайдаковского, название проекта - «более абстрактна, чем буквальная». В определение интерьера попадает все, что волнует художника - будничные предметы и онтологические метафоры, между которыми, с помощью текста, устанавливается знак равенства. Ограниченное пространство полотна или картины, комната мастерской, часть тела, эпизод из собственной или коллективной памяти - все это становится поводом задуматься над собственной экзистенцией - «здесь-бытием» (М. Хайдеггер), что является настоящим и единственно достойным способом существовать в мире. Бытием, возвращается в художника в моменты сосредоточенного наблюдения за жизнью - таким, «каким оно есть».
Комментарии