2 марта в Киеве состоялась презентация фильма украинского журналиста Дмитрия Авдеева «Украинский пациент». Пациентом выступил, собственно, сам украинский кинематограф. Уже более 15 лет все говорят и говорят о том, живо ли отечественное кино, но конкретного ответа дать никто не может. Авдеев и его команда решили пообщаться с теми, кто творит то самое кино. В документальном фильме или очерке, называйте как хотите, мы слышим и видим Алана Бадоева, Владимира Лерта, Любомира Кобыльчука, Виктора Придувалова, Александра Шапиро, Дениса Иванова и Романа Балаяна.
Алана Бадоева знают все (ну может многие). Именно он снял «Orangelove», один из немногих качественных полнометражных украинских фильмов за последние годы. Для него кино — не коммерческое занятие. Элементарно потому, что в Украине нет коммерческого кино вообще. Не умеют зарабатывать деньги, не хотят вкладывать их. Попросту не существует в Украине кинобизнеса. Много говорили о власти, которая как бы выделила 120 миллионов на развитие кинематографа, но никто этих денег не видел. Получила их какая-то Гильдия кинорежиссеров или что-то в этом роде. Но, как сказал Бадоев, никто даже не заикнулся, не пришло ни одного предложения. То есть по сути, этой гильдии не существует.
Любомир Кобыльчук
Любомир Кобыльчук (именно он снял первый украинский хоррор — «Штольню» ) уверен: "В Украине есть кино, но нет кинобизнеса". Но где же это кино? Спросить бы какого-то "пересичного" гражданина назвать хотя бы один новый украинский фильм. Но оно ведь действительно есть! Многие видели клип «Бумбокса» на песню «Наодинці», где бегает Сергей Бабкин и Богдан Ступка. Для тех, кто не знает, это — чудеснейший фильм «Отторжение», снятый Владимиром Лертом. Глубокий и качественный. Не треш, с которым ассоциируется современное украинское искусство. Так почему о нем никто не знает? А потому, что его показали на фестивале «Молодость» два года назад и все. В прокат его не выпустили. Почему этого не сделали — настоящая загадка. Но вот «Аватар» показывали почти год. Лерт не очень доброжелательно отзывался о будущем украинского кино, и его можно понять. Как творить, если все приходится складывать в ящик?
Интересно то, что в Каннах и на Берлинаре вполне адекватно воспринимают украинское кино. Печально другое — нам нечего туда везти. Нет ни одного полнометражного фильма. А нет его, потому что нет денег. Нет денег — нет качества. Но все же избранные режиссеры умудряются что-то снимать. Например, те же Лозница и Бадоев.
В документалке также можно услышать Дениса Иванова, президента Артхаус Трафик (компания, которая проводит в Киеве фестивали кино различных стран). Они показывают настоящее кино. Радует уже то, что люди начали понимать фестивальное кино, может, и украинское поймут? Но на наш вопрос о том, не хотят ли Артхаус Траффик и Авдеев провести фестиваль современного украинского кино, мы не получили вразумительного ответа. Короткий метр в Украине больше развит, чем полнометражные фильмы, но даже его следует показать людям. Иногда проводят ретроспективы украинского кино, что уже приятно. Но нам ведь не надо воскрешать Довженко и Параджанова, чтобы воскресить кино! Именно в этом убедил «Украинский пациент».
Лерт, Бадоев, Авдеев, Кобыльчук, Шапиро, Александр Образ — запомните эти имена, возможно, именно они выведут из реанимации украинское кино, попавшее в аварию глупости и несправедливости.
Украинский пациент.Часть 1:
Украинский пациент.Часть 2:
Комментарии
В том-то и дело, что не пытаемся впихнуть, а от души наслаждаемся прогрессом в украинском кинематографе и хотим поделиться с теми, кто способен увидеть, услышать и испытать такое же эстетическое наслаждение.