19 ноября в Киеве, в Октябрьском Дворце, московский МХТ им. Чехова покажет спектакль «Белая гвардия», который поставлен по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Режиссер спектакля — Сергей Женовач.
Для нас, киевлян, эта вещь Булгакова особо близка, ведь действие происходит именно в Киеве. Дом, в котором жил сам Михаил Афанасьевич, на Андреевском спуске, послужил прототипом квартиры семьи Турбинных. Назвав спектакль именем романа и первого варианта булгаковской пьесы, Женовач использовал главным образом знакомый всем окончательный текст «Дней Турбиных» с небольшими дополнениями.
Центром команды режиссер сделал пару, давно и тесно сдружившихся и в реальной жизни, — питерских актеров, только недавно принятых в МХТ: Константина Хабенского (он сыграл Алексея Турбина) и Михаила Пореченкова (Виктор Мышлаевский). Недавние звезды криминальных телесериалов на сегодняшний день уже имеют за плечами серьезный театральный опыт и немало театральных наград, включая «Золотую маску». Для этой пьесы, вообще, удивительно важна команда. Не просто набор хороших актеров, а ощущение, что этих людей что-то действительно соединяет. Так задумывалось еще самим Булгаковым. По рассказам актеров, спектакль начинался с создания атмосферы, с попытки «дотянуться» до мыслей, переживаний, причин жизненного выбора героев пьесы.
Декорации спектакля, придуманные Александром Боровским, заслуживают отдельного рассказа. Это накрененный железный помост, выстроенный на сцене. Он грохочет как гром, когда по нему печатают шаг проходящие юнкера. Мебель квартиры Турбинных выглядит будто бы съехавшей с этого покосившегося помоста и застрявшей на его краю. Все вещи и предметы на сцене находятся под наклоном и актерам приходится все время передвигаться под углом. Эта декорация сама по себе уже яркая аллегория. Как сказал Хабенский: «Это съезжающее пространство помогает определиться с выбором, потому что тебя все время сносит в одну сторону».
МХТовская «Белая гвардия» из тех спектаклей, которые обязательно стоит посмотреть. Талантливое сочетание оригинального режиссерского видения, сильной актерской игры в драматическом амплуа известных киноактеров и яркой концептуальной задумки художника-оформителя — делает постановку несомненно уникальной.
Комментарии