«Вишневый Сад».
Гастроли Московского Художественного Театра им. А. П. Чехова
Комедия в четырех действиях.
«Вишневый сад» на сцене МХТ Чехова вырос довольно спорный. Репертуар МХАТа долгое время отчаянно нуждался в чеховском кровяном вливании. И вот в 2004 году на фестивале «Черешневый лес» состоялось долгожданное — премьера комедии в переложении режиссера Адольфа Шапиро. Поиски новых характеров и новых решений завели постановщика несколько дальше, чем кто-либо ожидал. Поэтому сказать, что премьера прошла ярко — значит ничего не сказать.
Модерновое прочтение чеховского « Вишневого сада» заставляет содрогнуться. Не столько от «недетской» неожиданности для театральной публики, сколько от смелости режиссера. На роль Любови Раневской он пригласил всем прекрасно известную « характерную» сценаристку и теледиву Ренату Литвинову. Одна из заглавных ролей, по самой своей природе должной играться со всеми приличествующими ей изысканностью, пафосом, аристократизмом и надломленностью, отдана человеку, ни разу не ступавшему на театральные подмостки.
Конечно, появление Литвиновой перед заранее ангажированным театральным сообществом, успевшего привыкнуть к Эфросу и Някрошюсу, вызвало шок, суды-пересуды, шквал критики, обвинений, похвал, ярой ненависти (в основном со стороны профессиональных актрис) и восторженных воплей поклонников «Ренаточки»… Равнодушным не остался никто.
Появление Литвиновой вдохнуло в обескровленную постановку не столько порцию Чехова, сколько дозу гламурной великосветскости, отчаянной манерности и сдержанной презрительности. Теледива, привнесшая в современный кинематограф и модные телепередачи отчетливо осязаемый привкус декаданса, стилизовала « Вишневый сад» под себя. Впрочем, стилизован он был под Литвинову еще на предпремьерных репетициях и самим режиссером. Ибо, как в свое время Миронов, так и сейчас Литвинова — стала центром постановки.
Литвинова прекрасно справилась с визуализацией образов. Свойственная ей манера поведения, речи, характерные жесты, жалящая мимика — помогает зрителю моментально отсканировать происходящее. Литвинова словно создает 3D-образ в голове наблюдателя. То, что доводится до понимания минутными сценами, у Литвиновой занимает считанные секунды: один небрежный кивок, заломленные пальцы, поворот головы — и сразу все ясно… Нет, с выбором Литвиновой Шапиро явно угадал.
На совершенно голой сцене с парой стульев да занавесом в роли декораций играют своих героев профессиональные актеры. Попутно выполняющие роль обрамления для центрального «бриллианта». Андрей Смоляков (купец Лопахин), Анастасия Скорик (Аня, дочь Раневской), Сергей Дрейден (Леонид Гаев) и Владимир Кашпур (лакей Фирс). Играют спокойно, привычно, профессионально. Но, пожалуй, без Литвиновой зал в МХТ Чехова был бы в лучшем случае полупустой — « Вишневый сад» вещь для режиссера чрезвычайно сложная именно в силу своей многократной повторяемости. Скандальный, но невероятно удачный ход с ролью Раневской оживляет спектакль, пробуждает интерес и заставляет тщательнее всматриваться в телевизор: а вдруг за голубым экраном скрываются доселе еще неразоблаченные и яркие звезды сцены.
Начало в 19.00
Комментарии