Выставки Выставка скульптора Кшиштофа Беднарского «Призрак Бродит»

Восстановить пароль
Восстановить пароль
Выставка скульптора Кшиштофа Беднарского  «Призрак Бродит»

Выставка скульптора Кшиштофа Беднарского «Призрак Бродит»

Выставки Событие уже прошло (4 октября - 24 октября)
Выставка скульптора Кшиштофа Беднарского «Призрак Бродит»

4 октября в Национальной академии искусств Украины открывается выставка известного польского скульптора Кшиштофа Беднарского  «Призрак Бродит».

Основу выставки, организатором которой выступил Польский Институт в партнерстве с Национальной академией искусств Украины и Итальянским Институтом Культуры, составляют скульптуры из серии «Тотальный портрет Карла Маркса» и «Групповой портрет»,  созданные в 1978-2013 годах. С начала своего творчества Беднарский комментировал скульптурами ситуацию в Польше и строил метафоры для общественно-политических взглядов.  Маркс в исполнении художника подлежит постоянной реинтерпретации в зависимости от культурной, общественной и политической среды.

Первую скульптуру из этой серии Беднарский создал в 1978 году во время учебы в Академии изящных искусств в Варшаве. Молодой художник написал официальный запрос в различные учреждения, где хранились скульптурные изображения автора «Капитала», в том числе и в Музей К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве, с просьбой прислать фотографии скульптур, чтобы ему было чем вдохновляться. На все письма,  лично подписанные ректором Академии,  были получены ответы. Монументальное воспроизведения головы Маркса, выполненное из цемента, стало дипломной работой скульптора. Во времена коммунистического режима в Польше «заигрывание» с образом одного из его идолов могло стоить Беднарскому исключения из учебного заведения, тюремного заключения и привести к неприятным последствиям для его профессоров, но амбивалентность, двойственность скульптуры привела к тому, что ее оценка больше проявляла взгляды того, кто ее интерпретировал.

«Когда я создавал первую голову Маркса, в Польше была сложная ситуация, - говорит Кшиштоф Беднарский . - Политика влияла на искусство,  быть оппозиционным художником означало рисковать всем. Сейчас этого напряжения уже не понять. Тогда, в дипломной работе, в начале творческого пути,  мне было важно задать актуальные вопросы:  что значит быть художником в таких политических условиях?  Должен ли я создавать памятники,  поддерживая систему? Должен ли я наступать себе на горло? Не закончу ли я так,  как Маяковский? Наконец, я понял, что все это лишь вопрос  интерпретации.  Мои работы могли быть использованы  и коммунистической властью в Польше, и оппозицией. Например, голову Карла Маркса приобрел Музей революции - сейчас тот же музей называется Музеем независимости. Тогда голова была символом  марксизма, а сейчас - это символ идей, оппозиционных  марксизму».

Всего за 35 лет Беднарский создал из эпоксидной смолы, алюминия и бронзы несколько сотен скульптурных изображений головы Маркса. Объединяет все эти работы ироничность,  провокационность,  многозначность, которые являются призывом к диалогу со зрителем.

Так, «зеленая голова Маркса» ратует за права «зеленых», розовая пятиметровая фаллическая колонна из голов, которая экспонировалась в центральном парке в Будапеште, призвана помочь венграм победить стресс от воспоминаний о восстании против коммунистического режима в 1956 году и его жестоком подавлении советскими войсками.  Колонна - веселый яркий фонтан - позволяет посмотреть на Маркса,  ассоциирующегося с советским режимом, с улыбкой. Он больше не страшен, он – смешон. Еще одна скульптурная композиция представлена в Национальном музее Вроцлава. Она носит название «Птичник» - в головах Маркса, образующих колонну,  сделаны отверстия, чтобы птицы могли вить внутри гнезда.

Интерактивность работ Беднарского убедительно прослеживалась и в инсталляции «Распродажа Маркса»  (Marxs for sale, 1999), во время которой скульптуры разноцветных голов Маркса были выставлены в витрине римского магазина модной одежды Fendissime под надписью «распродажа».  Интересно, что яркие экспонаты раскупили очень быстро, а черные так и остались «нераспроданными». Серию таких скульптур приобрела Карла Фенди, наследница знаменитой модной династии. Поклонница современного искусства, Фенди дарила голову Маркса своим друзьям на День святого Николая.

Работы из серии «Тотальный портрет Карла Маркса» представлены в коллекциях и музеях Польши, Италии, Франции, Германии, Венгрии, Литвы и др.

«Мы рады представить в Киеве одного из самых интересных современных польских художников, - говорит директор Польского Института в Киеве Ярослав Годун, - Украинский зритель увидит 16 работ и три видеопроекции. Творчество Беднарского является лучшим проявлением польской культуры, которая склонна к освещению важных политических тем посредством юмора. Беднарский начинал свой творческий путь в конце восьмидесятых. Тогда набирало силу движение Солидарность,  которое привело к демократическим переменам, а польская культура всегда предшествовала переменам».

Куратором проекта выступил легендарный критик современного искусства Акилле Бонито Олива, автор термина «трансавангард», исследователь значимых художников современности - от Франческо Клементе до Джеффа Кунса, куратор 45- й Венецианской биеннале.

Кшиштоф М. Беднарский – cкульптор, родился в 1953 году в Кракове. Окончил Академию изящных искусств в Варшаве (1973-1978 г.г., мастерская проф. Ежи Ярнушкевича и проф. Оскара Хансена).  Активно занимается различными творческими дисциплинами,  в свое время был тесно связан с театром Ежи Гротовского,  для которого в 1976-1981 годах проектировал плакаты. С 1986 года проживает в Риме, но его присутствие  на польской художественной сцене достаточно интенсивно. Ранние работы касались коммунистической пропаганды        («Тотальный портрет Карла Маркса», 1978 г.) и общественно - политической ситуации в Польше в период военного положения («Victoria - Victoria», 1983 г., сейчас - в Национальном музее в Кракове). Самая известная работа - скульптурная инсталляция «Моби Дик», 1987 г., в настоящее время в коллекции отдела «ms2» Музея искусства в Лодзи - является своеобразной иконой скульптурного искусства Польши последних двух десятилетий XX века. Автор надгробного памятника Кшиштофу Кеслевскому (Варшава , 1997 г.), памятника «Incontro con Federico Fellini» (Римини , 1994 г.), памятника Фридерику Шопену «La note bleue» (Вена, 2010 г.). Участник нескольких сотен коллективных выставок. Лауреат награды им. Катажины Кобро,  2004 г., и награды «Золотая сова Полонии», Вена, 2012 г. Отмечен Золотой медалью «Заслуженный для культуры Gloria Artis» , 2011.

Акилле Б. Олива (родился в 1939 году) - легендарный куратор и критик современного искусства. В 1970 - х  придумал термин «трансавангард»,  написал о всех значимых художниках современности - от Франческо Клементе до Джеффа Кунса, курировал 45- ю Венецианскую биеннале , сделал биеннале в Сан-Паулу событием мировой артсцены. В 1986 году снялся голым для обложки итальянского арт – журнала, а в прошлом году, в свои 73, повторил эту затею. А. Б. Олива является признанным и уважаемым критиком современного итальянского искусства, автор многих теоретических очерков, профессор истории современного искусства в университете La Sapienza в Риме.  Олива курировал тематические и междисциплинарные выставки в Италии и за рубежом, в том числе «Contemporanea»,  «Aperto 80» , « Avanguardia transavanguardia», «Arte e depressione» , «Minimalia».  Был удостоен нескольких премий, среди них - Valentino d'Oro , международная премия для искусствоведов.

Выставка будет работать с 4 по 23 октября 2013 с 10:00 до 17:00. Национальная академия искусств Украины, ул. Воровского, 20.

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий
Пока еще нет комментариев
Событие на карте

Нажмите здесь, чтобы
открыть карту

?
Нашли ошибку или есть вопросы? Напишите нам!
Сообщение об ошибке
Спасибо! Сообщение успешно отправлено