Вначале мы взяли две практически несмешивающиеся субстанции, две отдельные «базовые» серии «мужского» и «женского», после - расширили поле оппозиций, восстановили из детского прошлого маску волка и заячьи уши, рыбий-русалочий хвост и парадное фото в маскарадном костюме. Потом раздробили, взорвали границы и перемешали осколки, освободив наконец-то проект от всяческих намеков на гендерные войны, оставив все это разве что в названии.
И мальчики и девочки свободны от обязательств, целостны и доиндивидуальны. Чистая абстрактная сексуальность и тех и других пока еще не нацелена на конкретный объект но, разве что, уже сама является объектом охоты морализирующего социума, всегда готового скомандовать «мальчики - налево, девочки - направо!»
И мальчики и девочки упорствуют в уклонении от какого-либо статуса. Они не зациклены друг на друге, все объекты для каждого из них равно хороши. Как только кто-то приближается к обнаружению своего собственного, желанного и парного себе объекта, тот выскальзывает, меняясь, превращаясь, выворачиваясь наизнанку. Все они мягкие и готовые к новым формам, как нежные зародыши или куски пластилина. Социальные стереотипы для них - не жестокий инструмент подавления, но веселый новый образ.
И те и другие всеми силами стремятся улизнуть от обязанности сделать выбор, оформиться окончательно, отвердеть и погрузиться вглубь в виде тяжелого и скучного осадка. Все, что с ними происходит, происходит на поверхности. Просто поверхность, а именно внешность и тех и других гораздо красноречивее их потайных глубин.
За головами тигров и рыбьими хвостами не стоит искать скрытого, скорее все это блестящие атрибуты, воинственные рудименты, упорствующие в собственной демонстрации, протестующие против того, чтобы из явного превратиться в подавленное и тайное. Роли животных как будто ставят очевидный знак равенства (быть животным является не более общим, чем быть разумным). Мальчики примеряют их, как шлем или маску, торжественно и отважно, как рыцари в парадных доспехах. Девочки же напротив, снимают свои маски и открывают свои раны, упрямо очищая и полируя собственные поверхности, как будто делая уборку. То, что остается от животного в итоге - уже несмываемо и неотделимо, это просто часть тела. Или все же часть поверхности, внешности, которую можно перекроить, вывернуть, замаскировать, спрятать под новой маской? Все спутано, и в конце концов остается неясным - кто прячется под маской волка, а кто носит заячьи уши, а главное - что предпочтительней? Понятно одно - жадно поглощаемый мир может быть выражен телом, но он же и может быть сброшен телом, как надоевший костюм мальчика-зайчика.
Влада Ралко, Владимир Будников, 2011
Выставка открыта с 8 июня по 4 июля 2011г.
Комментарии